В Австралии может быть реализован строительный проект, способный стать символом мировой альтернативной энергетики. Фирма Enviro Mission на...
Георадары. Новые возможности в арсенале строителя. (Часть 2)
Задачи, решаемые с помощью георадара, могут быть разделены на две группы с характерными
для каждой методиками исследований способами обработки и представления результатов,
типами отображения объектов исследования.
К первой группе можно отнести поиск локальных объектов, обследование инженерных
сооружений, выявление нарушения штатной ситуации в строительстве, например, обследование
бетонных конструкций, засоленных почв, нарушений естественного залегания грунта,
т.е. засыпанных выемок и рекультивированных земель. Георадар легко выявит брак,
допущенный в процессе строительных работ, и другие отклонения, являющиеся основными
причинами последующих разрушений строительных конструкций.
Вторая группа включает в себя картирование в целях решения широкого спектра геологических,
гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических задач и задач построения
кадастров.
В строительстве георадары с успехом применяются для:
• выявления подземных полостей, пустот, трещин и зон разуплотнения грунтов;
• локализации действующих и неиспользуемых коммуникаций различного назначения,
например, металлических и пластиковых труб и кабелей разного назначения (картирование
объектов коммунального хозяйства);
• выявления погребенных сооружений (подземных ходов, хранилищ, бомбоубежищ, засыпанных
подвалов, галерей);
• определения качества и состояния бетонных конструкций (мостов, зданий и т.д.),
выявления в них трещин и повреждений, обследования дорожного покрытия;
В дорожном строительстве (автомобильные и железные дороги, аэродромы) георадары
используются для оценки:
• толщины слоёв дорожной одежды и качества уплотнения;
• пригодности карьеров для производства дорожно-строительных материалов;
• оснований под транспортные сооружения;
• глубины промерзания грунтовых массивов и дорожных конструкций;
• содержания влаги в грунте земляного полотна и подстилающих грунтовых основаниях;
• эрозии грунтов на участках мостовых переходов.
Технология георадарного зондирования, в отличие от бурения, позволяет обследовать
изучаемую территорию не «точечно», а непрерывно в пространстве, не нарушая целостности
поверхности земли, дорожного покрытия или железобетонных конструкций.
В России, и особенно за рубежом, накоплен большой опыт проведения подобных исследований,
который позволил выработать основные методики натурных работ, обработки и интерпретации
получаемых данных. Несколькими фирмами, в том числе и отечественными, разработаны
и выпускаются серийно георадары разных типов и стоимости (см. таблицу 2). Отметим,
что в своих ценовых категориях отечественное оборудование по эксплуатационным
характеристикам находится на современном уровне.
Инженерно-геологические изыскания в строительстве с использованием георадаров
наиболее перспективны и будут непрерывно совершенствоваться на базе практического
опыта и новейших модификаций георадарного оборудования. По вопросам поставки
георадаров обращайтесь в ЗАО «ПРИН».