В МГСУ при поддержке Министерства образования РФ, Ассоциации инженеров по отоплению,
вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строите...
В Москве, в Президент-отеле состоялась конференция «Интеллектуальные здания: диалог
предпринимателей», в которой приняли участие ведущие специалисты...
Более 2 тысяч семей в Новгородской области имеют право на получение бесплатных земельных участков под строительство жилья и ведения личных...
Основы теории формирования искусственной световой среды современного города. Начало
Зрительный компонент рассматриваемой системы представляет человеческий фактор
среды. Он определяется условиями работы глаза и снижением всех функций зрения
в нестабильном, а потому относительно дискомфортном и неэкологичном режиме ночного–сумеречного–дневного
зрения, при высоких яркостных контрастах и слепящем действии видимых источников
света и светящих элементов, при не всегда сгармонизированном по цветности разноспектральном
свете или раздражающем динамическом освещении. Негативное впечатление от световой
среды усиливается в ситуациях с визуальным хаосом, создаваемым разнородными осветительными
установками, при возникновении у пешехода, особенно со слабым зрением, непривычных
зрительных иллюзий или предчувствия агрессии, усиливающегося от атавистической
боязни темноты или криминогенности окружения. Дополнительные психологические нагрузки
возникают у пешеходов и водителей от затруднений в ориентации в городском пространстве
при недостатке световой информации или от повышенной вероятности дорожно-транспортных
происшествий, по статистике с относительно более тяжкими последствиями, чем днем.
Многие из этих ощущений отсутствуют в дневное время у тех же людей в той же ситуации.
Центральная эстетическая проблема проектно-творческой работы – обеспечение необходимого
взаимодействия света с архитектурной формой во всех ее видах или категориях (пространство,
объем, пластика, цвет), в результате которого образуются светопространство, светоформы,
светопластика и светоцвет с новыми, иными чем днем, визуальными качествами. Возможности
оптической трансформации каждого вида архитектурной формы с помощью освещения
весьма широки. Наиболее подвержено изменениям под действием освещения восприятие
пространства по трем координатам. Человек, находящийся в пределах светопространства,
особенно с высокой светонасыщенностью, зрительно не воспринимает параметры окружающего
неосвещенного пространства, как и пешеход, двигающийся из темноты в освещенную
зону и адаптирующийся на нее, почти не оценивает пространственные качества темного
окружения. Последнее обстоятельство является важным приемом организации движения
в ночном городе. По условиям зрительной адаптации это – полная противоположность
условиям дневного «тотального» освещения, когда прекрасное и безобразное, крупное
и мелкое, далекое и близкое представлено нам природой равноценно, а человек всегда
ощущает себя в центре видимого пространства, имеющего структурно единое световое
поле с постоянным направлением света сверху.
Функциональный компонент формирования световой среды обозначает различное назначение
участков и объектов городской среды. Его специфика обусловлена фактом выборочного
и дифференцированного освещения лишь используемых вечером городских территорий,
пространств и объектов, рассчитанного на зрительное восприятие людей, находящихся
непосредственно в городской среде, т.е. пешеходов, и в транспорте (водители и
отчасти пассажиры).
Люди в транспорте и пешеходы перемещаются в пространстве города с разной скоростью,
имеют разные условия зрительной адаптации, разный контакт с окружением, разные
поведенческие намерения и действия. Исходя из этого, создаваемые светопространства
подразделяются на две основные группы – транспортные и пешеходные.
В транспортных светопространствах, имеющих четкие функции и очертания, главной
задачей является обеспечение необходимой видимости для водителей на проезжей части
при расчетной скорости и интенсивности движения транспорта. Эта задача решается
установками функционального освещения на основе норм.